СВОИ ШКОЛА АГЕНТОВУслугиСлужба аварийных комиссаровЗаказ полиса
Официально
Новости компании
Страховой брокер
Преимущества
Вакансии

Новости


12.10.2009

Страховая консолидация


Поволжский рынок страховых услуг сжимается. Пытаясь увеличить объемы продаж, компании начинают активнее работать с посредниками. По прогнозам самих участников рынка, уже в скором времени общее число игроков сократится, главным образом за счет слияний и поглощений.

Сейчас происходит перераспределение долей рынка, при некотором его сжатии, в пользу крупных страховых компаний (СК), в том числе региональных, имеющих большую устойчивость за счет диверсифицированного портфеля. Однако и у игроков, до кризиса занимавших лидирующие позиции, возникают проблемы. Так, по словам Дениса Морозова, директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Нижнем Новгороде, к сожалению, многие страховщики, стремясь привлечь новых клиентов и нарастить объемы сборов, избирают политику демпинга и необоснованно снижают тарифы без учета реального уровня риска по тем или иным программам страхования. «Это характерно не только для ряда региональных компаний, но и для некоторых крупных федеральных игроков. Скорее всего, уже в начале будущего года мы увидим неутешительные результаты работы демпингующих компаний, часть которых превратится из полноценных игроков отрасли в объект продажи, имеющий дефолтное положение», – полагает наш собеседник. Наиболее очевидный фактор, который говорит о проблемах у СК, – это сочетание сильно заниженных тарифов и убыточных показателей отчетности. Данная информация является открытой и доступна даже непрофессиональным участникам рынка, потребителям.

Приобрести проблемный актив может компания, имеющая достаточный запас ликвидности, и такие игроки на рынке есть. При этом в первую очередь будет преследоваться цель завладеть клиентской базой и агентской сетью – за счет более тесного сотрудничества с брокерами она позволяет возместить потери от снижения поступлений из банковского канала.

Проблемы в нагрузку

Много говорится о том, что кризис – это время очищения и передела рынка, которое дает дополнительный импульс увеличению сделок слияния и поглощения. И главное здесь – соблюсти баланс рисков при покупке ослабевшей компании. Андрей Раздьяконов, президент «Объединенной страховой компании» (Самара), которая и в докризисные времена приобретала других игроков, так комментирует ситуацию: «Если говорить о страховании, то приобретаются как раз не проблемные, а перспективные активы – агентская и клиентская сеть, известный бренд, профессиональные кадры и тому подобное. Проблемные же активы иногда просто достаются довеском. Если перспективные активы сильны, то при наличии свободных средств и умения можно справиться с любыми трудностями». Денис Морозов считает, что проблемные активы довольно быстро находят своих покупателей, которые обладают ресурсами для того, чтобы вдохнуть в новое приобретение вторую жизнь. И страховая отрасль здесь не является исключением. Если крупный страховщик, имеющий достаточные возможности, приобретает более мелкую и слабую страховую компанию, делая ее частью себя, то купленная компания начинает функционировать по правилам «старшего брата», применяя аналогичные параметры оценки и прочее. В этой связи ее финансовое положение быстро поправляется.

Расширить канал

Другой тенденцией, которая говорит о стремлении СК расширить свою деятельность, стало увеличение продаж за счет дополнительных источников.

После того как активные каналы сбыта в лице банков и автосалонов утратили свою эффективность под влиянием кризисных факторов, страховщики стали больше работать с посредниками – страховыми агентами и брокерами. Как отметил г-н Морозов, это привело к тому, что страховые компании стали уделять повышенное внимание уровню профессионализма такого персонала. «Мы, например, создали свой собственный институт по подготовке страховых агентов, который является одним из крупнейших на рынке. Кроме того, на базе филиала проводятся тренинги и курсы повышения квалификации», – рассказал г-н Морозов. Страховщики заинтересованы в профессиональных страховых агентах, обладающих актуальной информацией о компании, ее услугах и рынке в целом. Такой подход призван обеспечить компании дополнительные продажи и поддержать репутацию профессионального страховщика.

Определить объемы продаж через посредников довольно сложно, поясняет Андрей Раздьяконов: «У нас в компании собственная агентская сеть приносит в пять раз больше платежей, чем сторонние брокеры и агенты. В других компаниях, возможно, иначе…».

Аналогичного мнения придерживается и Михаил Кольцов, управляющий директор дивизиона «Поволжье» группы «Ренессанс Страхование»: «В связи с замедлением развития банковского канала доля агентских и прямых продаж в портфеле страховых компаний, естественно, увеличилась. Но делать ставку на один канал продаж неправильно – портфель успешной страховой компании должен быть сбалансирован и в этом смысле».

Без потерь не обойдется

Дальнейшее развитие рынка будет во многом зависеть от результатов работы отдельных страховщиков, каждый из которых избирает свою стратегию. Уже сейчас можно говорить о том, что итоги текущего года будут неодинаковыми для разных компаний. Наибольшее падение сборов ощутят на себе небольшие региональные компании, страховщики, сделавшие ставку на один-два вида страхования, а также те компании, которые избрали политику демпинга, говорит Денис Морозов. В особенности это касается тех, кто делал упор на автострахование.

Михаил Кольцов считает, что актуальность страхования как инструмента управления рисками и защиты от непредвиденных расходов многократно возрастает в условиях затрудненного доступа к кредитам и другим видам внешнего финансирования. Впрочем, замедление развития банковского канала и стремление клиентов к минимизации затрат за счет исключения из полиса ряда рисков и опций не могут не отразиться на объемах сборов.

С другой стороны, рынок может несколько оживить появление нового, обязательного для ряда страхователей продукта – страхования ответственности членов саморегулируемых организаций (СРО). Какую долю он займет в портфелях страховщиков, пока сказать сложно, однако об их заинтересованности в этой сфере говорит тот факт, что сейчас активно разрабатывается ряд предложений для СРО.

Промежуточные итоги

Определенное упорядочение на региональном рынке страховых услуг в Поволжье уже произошло. Если очередные потрясения и произойдут, то ждать их стоит не ранее чем через полгода, считает Андрей Раздьяконов, президент ЗАО «Объединенная страховая компания» (Самара).

– Некоторые страховые компании, проводившие рискованную политику, стали испытывать проблемы с ликвидностью. Можно ли говорить о том, что это уже тенденция и в скором времени в Поволжье количество сделок слияния и поглощения увеличится?

– Среди компаний, активно работающих на страховом рынке Поволжья, практически не осталось мелких, не способных выполнять обязательства, игроков. Поэтому ожидать волны банкротств или поглощений, по-моему, не стоит. В то же время кризис заставил многих федеральных страховщиков сконцентрировать финансовые и управленческие ресурсы в головных офисах, что негативно сказалось на возможностях их региональных филиалов производить страховые выплаты в нужные сроки и в достаточных объемах.

– По каким количественным показателям страховых поступлений и выплат можно говорить о преддефолтном состоянии страховой компании?

– Чтобы судить о состоянии компании, показателей поступлений и выплат за один какой-то период недостаточно. Однако если отношение выплат к платежам у компании на протяжении двух-трех лет превышает 75 процентов, то, скорее всего, данный вид страхования для нее убыточный. Кроме того, если компания начинает массово задерживать выплаты страховых возмещений более чем на тридцать-сорок дней, необоснованно занижать их размер – скорее всего, у нее проблемы.

– Каковы ваши прогнозы по развитию регионального страхового рынка, с какими результатами страховщики закончат 2009 год?

– Я думаю, что региональный страховой рынок в состоянии пережить кризисные времена без особых потерь и потрясений. Однако если кризис в экономике будет углубляться, то и страховщикам придется нелегко. Думаю, это станет ясно через шесть-девять месяцев. Текущий год страховщики закончат по-разному, но большинство из них продолжат нормально функционировать и выполнять обязательства перед страхователями.

« Назад
Copyright 2002, Астраброкер, тел: (495) 223-8990 (многоканальный)

Rambler's Top100Rambler's Top100